Рекомендации для родителей        08 июня 2017        337         14

Сенситивные периоды развития ребёнка

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня я хотела бы поговорить о том, что такое сенситивные периоды развития ребёнка, и какие конкретно этапы выделяют для развития того или иного навыка.
В наше время большинство родителей стараются развивать своего малыша чуть ли не с самого рождения.
В развитии детей выделяют периоды сенситивные и критические.

Сенситивные периоды развития ребёнка

Сенситивные периоды развития ребёнкаСенситивный (или сензитивный) период —это наиболее благоприятное время для восприятия информации и развития определённых навыков, психологических качеств и видов деятельности.

Это понятие было введено выдающимся русским психологом и ученым Л.С. Выготским

В эти отрезки времени есть наибольшая возможность максимально развить способности малышей. Каждый ребёнок индивидуален, не бывает одинаковых детей, но каждый из них имеет свои сенситивные периоды.

Они ограничены по времени, поэтому пропустив определённый этап, в будущем придётся затрачивать много усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций.

Ранний возраст в целом является благоприятным временем для развития новых навыков и функций, например, таких, как речь, мышление и память.
Но педагоги и психологи выделяют отдельные сенситивные периоды в развитии каждого конкретного навыка.

Сенситивные периоды развития ребенка дошкольного возраста

Мария Монтессори-итальянский врач, педагог, учёный, выделяет следующие периоды:

1. Двигательное развитие - от рождения до 1,5 лет.

На этом этапе малыш познаёт окружающий мир через движение. Постепенно младенец учится управлять своим телом: брать игрушку, переворачиваться на животик и обратно, садиться, ползать, вставать на ноги и ходить.

Сенситивные периоды развития ребёнка

2. Развитие мускульной координации - от 1,5 до 4 лет.

3. Развитие речи - от рождения до 6 лет.

В этот период ребёнок постепенно расширяет свой словарный запас. Сначала он агукает, лепечет, а потом учится говорить.
Оптимальное развитие устной речи происходит от 1,5 до 3 лет.

4. Интерес к мелким предметам - от 1 до 4 лет.

На данном этапе малыша привлекают мелкие игрушки, предметы и детали, игры с ними. Это способствует развитию мелкой моторики.

5. Восприятие порядка - от 2 до 4 лет.

Это время благоприятно не только для обучения порядку и наведения чистоты в доме, осознании, что каждая вещь имеет своё место. А также для определённого режима дня и каждодневных ритуалов, необходимых для ребёнка.

6. Музыкальное восприятие - от 2 до 6 лет.

В этот период происходит развитие музыкального слуха. Детки могут легко научиться воспринимать мелодию, ритм и высоту звуков.

7. Вежливость и этикет - от 2,5 до 6 лет.

Важно не упустить это время, чтобы научить малыша вежливым формам обращения с окружающими, и заложить основы этикета. Родители должны подавать правильный пример, так как ребёнок сначала подражает их поведению.

8. Дифференциация восприятия - от 2,5 до 6 лет.

Малыш учится осмысливать и различать различные сенсорные ощущения: вкус, запах, звук, прикосновение.

9. Чтение - от 3 до 5,5 лет

На этом этапе детки интересуются буквами и образованием слов из них, поэтому научить читать будет проще, чем в более старшем возрасте.

10. Навык письма - от 3,5 до 4,5 лет

В это время у детей появляется интерес к письму букв и цифр. Стимулируйте его с помощью различных игр.

11. Пространственное восприятие - от 3,5 до 4,5 лет

В этот период у малышей появляется интерес к плану местности и географическим картам. Они учатся ориентироваться в пространстве, находить дорогу до знакомых объектов. Им нравиться собирать пазлы и играть в объёмные конструкторы.

сенситивные периоды в жизни ребёнка

12. Математика - от 4 до 6 лет

Детки знакомятся с понятием количества, с порядковыми номерами, простейшими арифметическими действиями. Эти знания в дальнейшем потребуются для успешного развития математических навыков.

Родителям необходимо знать о том, что сенситивные периоды развития бывают у каждого ребенка, но их время появления и продолжительность может быть индивидуальна. Некоторые дети в своем развитии могут опережать календарный возраст, а другие - наоборот.

Постарайтесь не пропустить эти основные этапы у своего малыша.


Буду очень благодарна, если нажмёте на кнопочки социальных сетей и поделитесь этой информацией с друзьями.

Обсуждение: 14 комментариев
  1. Моему внуку только 1 год и чуть более 3-х месяцев, но невестка уже дает ему рисовать мелками, лепит с ним из соленого теста. Сейчас для деток есть масса развивающих игрушек, но многое для них родители даже сами могут сделать своими руками

    Ответить
    1. Анна, это здорово! Такие занятия с малышами очень полезны для их развития.

      Ответить
  2. У меня есть несколько книг о методике Марии Монтессори, в одной из них читала о сензитивных периодах, которые она выделила в развитии детей. На протяжении первых 6 лет жизни сына, я сверялась периодически с таблицей и составляла план над чем стоит поработать. Мои наблюдения: именно в эти периоды дитя легче осваивает тот или иной навык.

    Ответить
    1. Viktoria, а у меня раньше такой книги не было, но в последствии тоже сделала вывод, что именно в сенситивные периоды лучше всего усваиваются те или иные знания и навыки.

      Ответить
      1. Девочки, не важно у кого Выготского или Монтессори получена информация о периодах восприятия. Важно, что это работает.

        Ответить
        1. Наталья, вы совершенно правы.

          Ответить
  3. Лена, благодарю за просвещение, очень удобно, заглянул в табличку и уже примерно знаешь, когда делать акцент на том или ином навыке ребенка. И не париться, что у меня ребенок почему-то в полтора года не желает убирать за собой игрушки)

    Ответить
    1. Надежда, всегда рада поделиться своими знаниями.

      Ответить
  4. Интересно было почитать про сенситивные периоды развития ребёнка. Очень важно не упустить момент, и вовремя начать заниматься в определенном направлении.

    Ответить
    1. Елена, вы правы, очень важно не упустить нужный момент в развитии того или иного навыка у ребёнка.

      Ответить
      1. Нужно помнить, что есть и индивидуальные особенности восприятия ребёнка. С ними тоже стоит считаться.

        Ответить
        1. Наталья, конечно индивидуальные особенности ребёнка всегда нужно учитывать.

          Ответить
  5. Так многому ребенку нужно успеть научиться, и всё это до 6 лет! А как же детство? ))
    Хотелось бы, чтобы чересчур старательные мамы не перегибали палку. А то на некоторых несчастных малышей посмотришь — их только и тащат из садика в школу развития, потом на математику, потом на английский, а он бедный смотрит уныло на своих ровесников, которые на самокатах по двору гоняют…

    Ответить
    1. Лена, действительно до 6 лет ребёнку многому нужно научиться. Но все основные навыки можно сформировать во время живого общения и игры. Я тоже отрицательно отношусь к чрезмерным занятиям, особенно в раннем возрасте. Хотя есть и очень талантливые детки, которые сами проявляют интерес и с удовольствием учатся чему-либо.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы